воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Порядок проведения аудита вкладов (депозитов) физических лиц




 Порядок проведения аудита вкладов (депозитов) физических лиц


Вклады физических лиц являются одним основных источников привлеченных средств банка. Сложность осуществления этих операций предопределяет и трудоемкость процесса аудита.
Перед началом проверки аудитор обычно составляет ее программу.

 Программа проверки депозитных операций физических лиц предусматривает следующие моменты:


1. Анализ внутрибанковских нормативных документов, которые определяют депозитную политику, а также их соответствие требованиям законодательства и Центробанка.
2. После проверки нормативно-правовой базы депозитных операций осуществляется оценка проводимой банком политики в этом направлении.
3. Изучение в выборочном порядке депозитных договоров, ведомостей начисления процентов, мемориальных ордеров и других бухгалтерских документов на предмет определения расхождений, нарушений и недостатков.
4. Отражение выводов аудитора в информационном письме руководству банка или представителям собственника.

Проверка соблюдения порядка проведения депозитных операций и их соответствия законодательству, внутренним нормативным актам и договорам с контрагентами обеспечивается следующими действиями:
  • рассмотрение организации работы подразделений банка, которые участвуют в проведении привлечения средств физических лиц;
  • определение наличия, полноты и актуальности внутрибанковских нормативных документов, которые регламентируют порядок депозитных операций;
  • проверка алгоритма привлечения средств физических средств и его соответствия нормативной базе;
  • проверка договорных обязательств банка, определенных в отношениях с клиентами;
  • анализ обоснованности открытия депозитов;
  • изучение своевременности и точности процентных начислений по вкладам;
  • исследование полноты и своевременности отражения депозитных операций и процентам по ним в бухгалтерском учете;
  • выявление налоговых последствий, которые возникают при работе с физическими лицами, как клиентами банка;
  • установление качества рисков и управления ими при привлечении средств физических лиц (оценка влияния нарушений и недостатков при проведении данных операций на финансовое положение банка в настоящем и будущем);
  • анализ эффективности системы внутреннего контроля банка при привлечении вкладов.
Основные законодательные, нормативные и информационно-справочные документы рассмотрены выше. Отметим лишь, что при определении качества внутрибанковских нормативных документов стоит обратить внимание не только на их полноту, актуальность и подробность, но и на уровень удобства для пользователя, т. е. они должны быть четко структурированы. Это важно, потому что операции по вкладам физических лиц выполняются банковскими работниками в «конвейерном» режиме, при котором инструкции надлежит быть максимально понятной.

На начальном этапе проверки аудитору требуются:

- депозитная политика банка;
- политика по управлению активами и пассивами;
- процентная политика;
- положение (регламент) по вкладам физических лиц;
- порядок отражения операций привлечения средств клиентов в бухгалтерском учете;
- положения о подразделениях банка, на которые возложены функции по привлечению вкладов граждан;
- должностные инструкции работников этих подразделений;
- утвержденные распорядительным документом банка условия отдельных видов вкладов физических лиц (то, что называется «паспорт вклада» или что-нибудь в этом роде);
типовые формы договоров по вкладам физических лиц.
Чтобы осуществить программу проверки следует привлечь следующие документы:
- внутрибанковские правила (положения, регламенты) совершения операций по вкладам (депозитам);
- внутрибанковские положения о подразделениях, принимающих участие в осуществлении операций с привлеченными средствами, и должностные инструкции работников этих подразделений;
- внутрибанковские положения о порядке осуществления и отражения в бухгалтерском учете операций с привлеченными средствами клиентов (Учетная политика);
- инструкции для сотрудников банка, содержащие подробное описание совершаемых ими действий;
- типовые формы документов (договоров, бланков), используемых банков при осуществлении операций со вкладами (депозитами);
- действующие тарифы банка на операции по вкладам физических лиц;
- утвержденные условия по отдельным видам вкладов;
- протоколы совещаний коллегиальных органов управления, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с привлечением денежных средств банком, за проверяемый период;
- действующие договоры вкладов (депозитов), закрытые (исполненные) договоры;
- заявления на открытие счета вклада (депозита) и прилагаемые к ним документы клиентов;
- доверенности на распоряжение счетом по вкладу физического лица;
- переписка с клиентами и контрагентами по вопросам, возникающим в ходе осуществления операций с привлеченными средствами (розыск утерянных сумм и т.д.);
- заявления на перевод со счетов вкладов физических лиц;
- карточки образцов подписей (если их наличие предусмотрено договорами банковского вклада);
- книгу регистрации открытых счетов;
- оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета – ф. № 101;
- ведомость остатков по лицевым счетам вкладов (депозитов) на определенные отчетные даты;
- лицевые счета (выписки) по расчетам вкладов, начисленных процентов, и документы дня по ним;
- лицевые счета по учету расходов банка, возникающих при осуществлении операций с привлеченными средствами, а также документы дня по ним;
- отчетность форм №№ 0409129, 0409157, 0409251, 0409302, № 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады»№ 0409501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах»; № 0409664 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках за проверяемый период;
- внутрибанковская (управленческая) отчетность по вкладам (депозитам);
- материалы претензионно-исковой работы по судебным разбирательствам, связанным с операциями по вкладам (депозитам);
- материалы предыдущих проверок по данному направлению деятельности
сведения о выполнении банков обязательных нормативов в проверяемом периоде.

Выше обозначенные документы используются входе специальных процедур, с применением соответствующих им методам в рамках аудиторских стандартов.

Рис.1 Блок - схема

Этапы аудиторской проверки операцийпо вкладам физических лиц

аудиторские процедуры



Рассмотрим отдельно каждую процедуру и методы ее осуществления.

1. Проверка организации работы со вкладами (депозитами) клиентов может включать анализ следующих моментов:

- наличие, полнота, актуальность и соответствие действующему законодательству внутрибанковских нормативных документов, устанавливающих порядок осуществления операций со вкладами (депозитами) клиентов, документооборот и порядок их отражения в бухгалтерском учете;
- наличие, полнота и актуальность тарифов на операции со вкладами физических лиц, их доступность клиентам;
- соответствие условий заключенных договоров банковского вклада условиям публичной оферты;
- правильность установления процентных ставок по вкладам в соответствии с внутренними документами банка;
- наличие положений о подразделениях банка, принимающих участие в осуществлении операций по вкладам (депозитам);
- наличие должностных инструкций работников указанных подразделений, включающих описание функций, прав, обязанностей и ответственности сотрудников;
- своевременность и достоверность отчетности, составляемой по операциям по вкладам (депозитам);
- соблюдение действующего законодательства при открытии счетов вклада (депозита) в отношении противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- определение функционального соответствия выполняемых сотрудниками обязанностей положениям о структурных подразделениях и должностным инструкциям;
- наличие планов работы подразделений, осуществляющих операции по вкладам (депозитам), отчетов о выполнении таких планов;
- наличие и выполнение планов обучения сотрудников указанных подразделений; периодичность повышения квалификации, прохождения аттестации и т.д.;
- наличие замечаний по предыдущим проверкам службы внутреннего аудита и внешних проверяющих, устранение выявленных недостатков;
  • определение уровня качества (периодичности и полноты осуществления) предварительного, текущего и последующего контроля.

2. Проверка порядка проведения депозитных операций банка осуществляется посредством следующих методов:

  • анализ полноты и своевременности банковского исполнения обязательств по депозитам физических лиц;
  • оценка порядка открытия, закрытия и ведения счетов бухгалтерского учета, применяемых в работе со вкладами населения, а также счетов, открываемых для каждого отдельного депозита и движения по ним (начисление процентов, списание расходов);
- проверка соответствия требованиям нормативов оформления документов, которые получены и/или сформированны банком при открытии, ведении, закрытии счетов вкладов (депозитов): договоров банковского вклада, заявлений, карточек с образцами подписей и оттиска печати и т.д.;
- оценка корректности оформления доверенностей на осуществление операций по депозитам граждан (должны быть все необходимые реквизиты);
- проверка на наличие особых (отклонения от стандартных для данного вида) условий привлечения средств: срока, процентной ставки, условий досрочного возврата и т.д.;
- оценка полноты и правильности оформления досье вкладчика, сохранность всех досье;
- проверка обоснованности проведения депозитных операций граждан;
- проверка соблюдения установленных сроков по проведению операций;
- контроль полноты и своевременности взимания комиссий банком за депозитные операции (договор с клиентом обязательно включает оплату услуг банка, размер и порядок которой определяется тарифами и условиями данного договора);
- оценка соответствия нормативам и договору с клиентом начисления процентов по вкладам, своевременности и полноты исчисления и выделения из суммы начисленных процентов суммы налога на доходы физических лиц (в случае его возникновения);
- проверка оформления документов по операций по вкладам, что включает в себя правильность оформления документов по кассе и расчетам, идентификация подписи клиента на расходных документах и в образцах, полученных при заключении договора депозитного обслуживания и т.д.;
- проверка уровня соответствия нормативам предварительного, текущего и последующего контроля за ходом операций по вкладам (депозитам).
Обычно аудиторы выборочно пересчитывают проценты по случайно выбранному депозиту (вкладу). Важно выявить не только качество расчетов, но и их арифметическую точность.
Если проценты рассчитываются автоматически, то нужно проверить алгоритм расчета системы. Например, практикующие специалисты отмечают частоту несоответствия процентной ставки в договоре и в настройках системы. Таким образом, обнаружение ошибок в части установления процентной ставки достаточно велика.
Особое внимание следует уделить вопросу соответствия сумм, которые взимаются с клиентов за каждую операцию действующим тарифам банка. Более того нужно все тарифы проверить не только на актуальность, но на уровень полномочий тех лиц, которые эти тарифы установили.

3. Проверка наличия договора по депозитам


Статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором. А по статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей работы должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Из этого следует, что какие-либо привилегии в отношении отдельных групп вкладчиков (например, повышенные проценты) являются незаконными.
Договор банковского вклада всегда заключается в письменной форме. Аудитору следует учесть, что письменная форма считается соблюденной, если внесение вклада «удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».
Если проверяемый банк работает с вкладами физических лиц масштабно и давно, то стоит проверить нет ли старых счетов, которые открыты без договора банковского вклада, до того как вступила в действие вторая часть Гражданского кодекса РФ или по каким-либо иным причинам. На такие случаи банк должен установить процедуру, устанавливающую порядок работы с подобными вкладами.

4. Проверка порядка открытия и ведения счетов по депозитным операциям физических лиц


Отражение в бухгалтерском учете операций с привлеченными средствами физических лиц осуществляется посредством следующих групп счетов:

- депозиты клиентов (счета №№ 410 – 426);
- начисленные проценты по банковским счета и привлеченным средствам физических лиц (счет №№ 47411);
- обязательства по уплате процентов (счет №№ 47426);
- счета по учету денежных средств (корреспондентские, счета кассы);
- счета процентных расходов.

Для работы банка над своевременностью исполнения обязательств по вкладам граждан используются также следующие балансовые счета:
  • просроченная задолженность и просроченные проценты по депозитам;
  • неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств клиентов (счет № 476).
Пассивные счета № 410 – 426, предназначенные для учета на договорных условиях вкладов (депозитов) клиентов, кроме кредитных организаций. Счета второго порядка ведутся по срокам привлечения. В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе вкладчиков по срокам привлечения, размерам процентных ставок, видам валют.
Аналитика по счету № 47411 ведется в порядке, определяемом кредитной организацией. При этом «аналитический учет должен обеспечивать получение информации по каждому договору».
По счету № 47426 аналитические счета ведутся по каждому договору.

5. Порядок отражения операций по вкладам населения в бухгалтерском учете.

Этот этап аудита предусматривает проверку:


- наличия Учетной политики в отношении операций по депозитам и ее соответствия требованиям законодательства и нормативам Банка России;
- соответствия фактического отражения в синтетическом учете и бухгалтерской финансовой отчетности требованиям Учетной политики банка, законодательства и нормативных актов.
Сальдовая ведомость по вкладчикам на этом уровне проверки банка применяется для сверки данных аналитического и синтетического учета, в случае, если счета ведутся в неосновной системе учета.

6. Проверка налогообложения операций с привлеченными средствами

а) Налог на прибыль

Предельная величина процентов, признаваемых расходом банка для целей налога на прибыль, определяется в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса. При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. Существенным отклонением размера начисленных процентов под долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
Для аудитора важно отконтролировать это ограничение, т. е. Следует проверить условия действующих вкладов на соответствие утвержденным параметрам привлечения средств.
Иной способ определить предельную величину процентов, который применяется «при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика», выражается в сравнении процентной ставки по вкладу со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза – при оформлении долгового обязательства в рублях, и со ставкой, равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

б) Налог на доходы физических лиц

Исходя из п.п.27 ст.217 НК РФ налогообложению не подлежат, т.е освобождаются от налогообложения, те доходы в виде процентов, которые получены налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
- проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
- установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
- проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.
В соответствии со статьей 224 НК РФ в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения указанной выше суммы ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 35%.

7. Проверка управления рисками

Основные риски, которые возникают при проведении депозитных операций физических лиц, относятся к процентной, операционной и правовой области деятельности банка. Очень часто возникает риск ликвидности.
По окончании проверки депозитов физических лиц аудиторы делают оценку банковской депозитной политики. Для этой цели анализируют динамику (за несколько лет) изменения данных о ресурсной базе. Оценивается структура привлеченных средств с точки зрения соблюдения соответствующего внутреннего положения, т.е. рассматриваются виды вкладчиков, сроки, валюта, уровень процентных ставок, региональная принадлежность кредиторов. Аудиторам важно выявить уровень выполнения плана по наращиванию темпа прироста ресурной базы, а также определить причины расхождений пропорций и динамики, намеченных банком. Следующий объект оценки аудитора это средний уровень ставок банка по размещению своих ресурсов, который сопоставляется со средним рыночным показателем процентных ставок по привлечению ресурсной базы. Сравнение осуществляется и со ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Аудитором выявляются проблемы банка с разных точек зрения, а затем делаются выводы, которые фиксируются в информационном письме руководству проверяемого банка и его собственникам.